Рождественские чтения

Монашеский подвиг в русской истории.

Сочинение Новоселовой Елены

Сегодня мама принесла домой альбом «Образ Преподобного Сергия Радонежского в русском искусстве». Как я рада! Интересный вечер будет сегодня! Бережно, стараясь не оставлять отпечатков на глянцевых страницах, с интересом листаю книгу, читаю краткие пояснения к изображенным иконам; внимательно рассматриваю картины и вышивки.

С Великим Образом святого я встречалась не раз. Маленьким ребенком я увидела в комнате родителей икону с его ликом, правда, тогда я не могла понять значения загадочной «картинки». Спустя несколько лет, в школе, изучая тему «Русские святые» на уроках мировой художественной культуры, узнала о подвиге Сергия Радонежского и была так впечатлена им, что сделала копию с картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Вскоре мне посчастливилось побывать в Троице-Сергиевой лавре. Эту поездку я запомню на всю жизнь. Подобного духовного восторга я не испытывала нигде и никогда, хотя побывала уже во многих святых местах. Казалось, даже камни на вымощенных дорожках поют молитву, ведя тебя в легкий белый Троицкий храм к мощам Преподобного.

Жизнь великого святого — источник бесконечных размышлений. Вот и сегодня, когда мама, выполнив все домашние дела, по обыкновению, села за компьютер, я подошла к ней с вопросами, ответы на которые мне не терпелось услышать.

— Нам рассказывали на уроках в начальной школе и на уроке мировой художественной культуры о Сергии Радонежском, когда-то я сама читала о Преподобном. Думаю, многие знают из жизни Сергия такие факты, как его встреча со старцем-схимником, после чего никогда больше не было у мальчика проблем в учебе; как позже он ушел в лес и провел там в одиночестве несколько лет; как слава о нем разнеслась среди народа; как стал он духовным вдохновителем Куликовской битвы, но очень хотелось бы узнать о нем больше. Как вообще возможно появление такого святого и насколько сильно было влияние Сергия на всю историю Руси?

— Помнишь книгу о Сергии? Первая статья в этой книге принадлежит нашему знаменитому историку В.О. Ключевскому. Многое в этой статье я выделяла карандашом, есть в ней необыкновенно точные слова. Принеси-ка. Я быстро найду.

Я достала из книжного шкафа небольшую, сделанную с любовью, в красивом переплете книгу, в которой мама сразу нашла подчеркнутый текст: «…трудно изобразить живые, глубоко сокрытые движения верующей народной души. В эту душу глубоко запало какое-то сильное и светлое впечатление, произведенное когда-то одним человеком и произведенное неуловимыми, бесшумными, нравственными средствами, про которые не знаешь и что рассказать, как не находишь слов для передачи иного светлого и ободряющего, хотя молчаливого взгляда.»

Я поняла, что явление этого святого было подобно мягкому, рассеивающему тьму свету. Свету, оставшемуся в сердце народном. И, как бы оно ни затемнялось, именно этот луч был последней опорой и поддержкой в сложных жизненных перипетиях, нравственных падениях и народных бедствиях.

–– Видишь, как точно сказано, –– обратилась мама. –– Как тонок и высок был мир, в котором он пребывал, так необъяснимо и тонкое влияние Сергия на людей, потянувшихся за духовной пищей в обитель. Удивлялись приходящие скромному быту, порядку и царившему миру в общине, еще более удивлялись прозрению своему и укрепившейся вере. Такое духовное влияние народом признавалось чудесным. Впечатление людей четырнадцатого века становилось верой последующих поколений. Так имя Сергия вошло в духовную составляющую русского народа, без этого имени трудно себе представить дальнейшее развитие нашего государства и народного самосознания.

Я задумалась, как же вообще возможно так повлиять на народ и всю его историю, находясь в глухих лесах, тихо, молча, работая, не покладая рук, порою без хлеба и теплой одежды, окруженным лесными зверями и полчищами тьмы. Не словами с высоких трибун, не ораторским искусством, не порабощением и завоеванием, а личным примером кротости и любви! Какой же нужно обладать духовной силой, чтобы суметь объединить враждующих между собой князей и поднять народ, дрожащий только при одном упоминании имени татарина, на борьбу с лютым врагом!

Вот и в альбоме я нахожу эскиз П.Д. Корина «Дмитрий Донской»: сурово указует перстом старец Сергий на вражескую сторону, туда же направлен и грозный взгляд Спаса на воинском стяге; облик князя Дмитрия исполнен боевого духа и решимости — и сердце замирает от величия и мощи любимого Преподобного Сергия.

— Мама, а помнишь, в Третьяковской галерее, возле «Троицы» Рублева, ты говорила, что посвящена она Преподобному. Ведь есть в этом еще и особый смысл. Бог — единый в трех лицах, как Русь, объединенная Сергием.

— Да, глядя на эту икону великого ученика святого, я тоже вспоминаю роль Преподобного как объединителя и хранителя Земли Русской. Но икона эта — еще и символ высокого устремления народного духа в высшие духовные дали, к Тому образу, что и имени не имеет, будучи непостижимым, а выражается только в таком сложном понятии, как Триединство – Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Но произошло и еще одно очень важное движение в душах русских людей, —продолжала мама, — это укрепление духовных устремлений среди монашества. Неокрепшее государство, запуганный татарами народ, подавленный дух — вот что представляла из себя Русь в то время. И неслучайно царьградский епископ воскликнул о великом сподвижнике: «Како может в сих странах таков светильник явитися?» И вот, поверивший в Сергия народ идет не только на бой с врагом, но и устремляется в монастыри. За последующие 100 лет из этого поколения и его потомков вышли основатели ста пятидесяти монастырей. А ведь древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества и духовным ее объединителем.

Я задумалась. И глубокая благодарность к герою моего сочинения наполнила душу. Дай Бог, никогда не расстаться мне с этим чувством и Образом, наполняющим светом мою Землю!