Вертеп

Перевернем еще одну страничку. Белый лист. На нем и начнем.

ab89f287d9e5-1024

 

Вертепное представление. Сейчас уже не проблема найти материал для работы. И сценарии, и картинки, и песни. Осталось создать свое, неповторимое, вдохнуть жизнь.

0010-012-Vidy-kukol-2.Petrushka-1.-Marionetki-1024 50e6c4a34ff4b-1024 1262493182_001-1024 IMG_1204-1024

 

КУКЛЫ

Куклы могут быть как стилизованные, так и традиционные. Как правило,  каждая из них крепится на небольшой шест и водится под полом  вертепной “сцены” рукой кукловода с помощью этой ручки-шеста.

Далее информация с сайта http://armih.ru/vertep/kukli

Конструкция кукол достаточно проста – тело куклы насаживается на стержень-рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

Вертепная кукла во время представления стоит неподвижно, и лишь произнося текст, чуть покачивается, при этом остальные куклы замирают. Поэтому внимание зрителей всегда концентрируется на говорящей кукле. Выдвигаясь вперед вначале своей сцены, кукла обязательно именует себя: «я царь», «я смерть», «мы три цари». Каждая из кукол выходит на сцену, произносит монолог и покидает сцену.

Главный персонаж спектакля – царь Ирод. Почти все действие находится на глазах зрителей. Усекновение головы Ирода смертью –  очень эффектная сцена спектакля. Голова его, закрепленная по-разному (на выдвигающемся стержне, коротких штырьках) отделяется от тела при ударе косы. При этом в некоторых вертепах для большего эффекта из-под падающей головы вытягивается красная нить.

Смерть – обязана производить устрашающее впечатление. Ее механизм предназначен обеспечить хорошо видимый зрителем и точный удар косы.

Избиение тысяч младенцев в вертепе изображается единственным уколом, но каким! Воин подходит к Рахили, умоляющей Ирода не убивать ее единственное дитя, и, воткнув в младенца пику, вырывает его из рук матери.

Традиционно бес – одна из самых подвижных кукол вертепа. В народном представлении бес не страшен, а противен: скользкий, на тоненьких ножках он вихляет развинченными членами. В Пущинском вертепе вместо беса действует Змей – кукла, сшитая в виде перчатки. Это нововведение досталось Пущинской школе от священника Владимира Зотова, ведь глубоко воцерковленные люди стараются лишний раз не вживаться в образ нечистой силы. Змей в этом смысле образ более условный и символичный. Такая новация была оценена на фестивале представителями гильдии вертепщиков, как очень интересное решение.

Волхвы, или «три царя», как они себя сами величают, часто триединый персонаж. Они никогда не появляются по одному, их подарки: золото, ладан и смирна – триедины. И кукла, изображающая «трех царей», часто изготавливалась триединой – три тела, прикрепленные к одной ручке. В Пущинском вертепе волхвы Мельхиор и Балтазар соединены между собой, а волхв Гаспар – отдельная кукла. По сценарию каждый из них произносит коротенький монолог, а часть монолога они проговаривают хором. Для большой воскресной школы – это возможность увеличить количество ролей, дать поучаствовать в спектакле большему числу детей.

Пастухам, самым близким народному сознанию персонажам, часто отдавались слова той искренней живой радости Рождества, которую испытывали создатели вертепа. Они в меньшей степени поддавалась канонизации, потому куклы пастухов и их овечек наиболее вольные, приближенные к народному костюму родной местности.

Куклы Святого семейства выполняются канонически. Это как правило, статичные персонажи, вертепщики никогда не дерзают вкладывать какие-либо реплики в их уста. Максимально возможное передвижение Святого семейства – это сцена бегства в Египет, присутствующая в некоторых вертепах. В Пущинском вертепе объемное изображение Святого семейства заменено иконой Рождества Христова, что более соответствует традиции Православной Церкви.

Ангелы также каноничны. В классическом варианте их одежда  – это диаконское облачение – белый стихарь, крестообразно перевязанный особой лентой – орарем. Ангел Сергея Лесникова держит пальмовую ветвь – символ воскресения, победы над смертью.

Существуют еще два персонажа Вертепа: Пономарь, зажигающий свечи, и Вифлеемская звезда. Зажигание свечей в начале представления вертепа и погашение свечей по его окончании – два важнейших и красивейших момента всего действа. Кукла Пономарь под пение первой колядки «На небе зорька ясно засияла» обходит с горящей свечей этажи, зажигая одну за другой светильни, а затем обходит вертеп, гася их. Это единственный собственно театральный персонаж, придуманный специально для обслуживания сцены, для создания театрального эффекта, и ему единственному разрешено свободно перемещаться между вертепными сакральными этажами. Конструктивно пономарь должен иметь непропорционально длинные руки, либо особый механизм, дабы дотянуться до свечей в светильниках, вынесенных за пределы сцены вертепа.

Звезда Вифлеема – также важнейшее «действующее лицо» не только вертепа, но самого Рождества, важнейший и непреходящий его символ. Существует множество способов ее производства, каждый театр решает эту задачу по-своему, часто поражая зрителей своим мастерством. Звезда может быть прикреплена, как и остальные куклы, к стержню и идти впереди волхвов. В Пущинском вертепе звезда загорается в момент благовестия Ангела.

Собираем варианты:1212256-1024

4103-1024

1212257-1024 five_sistem_23-1024 IMG_1482.jpg_5-1024

 

 

РОЖДЕСТВО

Александр ГРЕФ,
театр «Бродячий Вертеп»

ВЕРТЕПНОЕ ДЕЙСТВО

Загадочное происхождение

Перед нами маленький двухэтажный домик. У него нет передней стены, и мы видим на верхнем этаже пещерку-вертеп, в глубине — ясли с младенцем, склонившихся над младенцем Пресвятую Богородицу и святого Иосифа, ослика, вола и ягнят… Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей… Плавно, будто чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает радостную весть!.. Пастухи и волхвы выходят из потаенной дверки поклониться младенцу… На нижнем этаже грозный Ирод повелевает убить дитя. Выходит смерть с косой и отсекает голову царю. Трон рушится, и черт уносит злодея в ад! И никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!..

Вертепное действо — удивительное представление, которое бытует в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения. Небольшой кукольный театрик с изображением пещеры, в которой родился Спаситель, обладает магической притягательностью, возможно, оттого, что вертеп — театр особого рода: он не знакомит нас с новыми героями и необычными приключениями, но, напротив, повествует историю, известную каждому с младенчества, простую и трогательную. Вертеп играли, переходя из дома в дом, повторяли игру с песнями и колядками.

Вертепный ящик

Вертепный ящик

Те, кто придумал этот особенный, очень редкий вид театра кукол где-то на пороге XVIII в., были людьми просвещенными: они знали толк в средневековой мистерии, видели кукольные изображения Рождества, пошедшие от итальянских «презеппе» по всему христианскому миру, были знакомы и с механическими театрами своего времени. Но они были и людьми простодушными, поскольку, пытаясь воспроизвести завораживающую пластику сложных механических кукол, изобрели новый принцип кукольного театра, очевидно, сами того не подозревая. В истории искусств такие вещи случаются.

Вертеп возник как будто бы сразу в законченном виде. Неизвестны промежуточные его виды, так сказать, этапы становления. Напротив, самые древние сохранившиеся вертепные театры XVIII в., как говорят вертепники, — «ящики», одновременно и самые сложные по конструкции.

Но главное в загадочном происхождении вертепа вот что: он возник в многоязыковой, многоукладной среде, в которой разные культуры жили бок о бок, соседствовали и не враждовали! Именно поэтому вертепная драма почти в неизменном виде существует и на Украине (вертеп), и в Польше (шопка, по названию укрытия для скота, в котором пряталась семья Спасителя), и в Белоруссии (батлейка, от Бетлема (Вифлеема) — места действия рождественских событий), и в Великороссии (вертеп — «пещера» в переводе с церковнославянского). И именно поэтому невозможно точно указать родину вертепа, но лишь район западных границ бывшей Российской империи, где-то между Польшей и украинскими Карпатами.

В России вертеп игрался уже в XVIII в., и не где-нибудь, а в Сибири, завезенный туда выпускниками Киево-Могилянской духовной академии. Играли его и в Смоленской губернии, и даже по Волге. Но в России вертеп не стал «крестьянским» театром, как на Украине и в Белоруссии, а сделался зрелищем городских окраин и ярмарок.

В СТАРИНУ И СЕГОДНЯ

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже в три этажа, со сложными украшениями, и хранили как реликвии по многу лет. Куклами управляли через специальные щели на дне ящика.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо.

К 20-м годам прошлого века вертеп в России практически забыли, но лет тридцать назад снова стали потихоньку вспоминать об этом уникальном явлении культуры. Сегодня же в стране пять вертепных Рождественских фестивалей: в Москве два, свои фестивали в Коломне, Санкт-Петербурге, Владимире. И появятся еще, вот увидите! Есть даже Гильдия вертепщиков, помогающая хранить традиции.

Если вы решили сделать свой вертеп, то знайте, что вертепный театр — прежде всего конструкция. Символика вертепного действа проста и точна: вверху — рай, внизу — ад. Никогда живущие в раю: Святое семейство, ангелы — не переходят вниз. Никогда жители ада: черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимутся наверх.

Литературы по вертепу сегодня немало. Можно найти и тексты вертепной драмы, и картинки, и музыку. Но как бы точно вы ни выучили текст пьесы, в вертепе изображение все же важнее слов.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество близким! Вертеп нужно играть каждый год, каждое Рождество, и потому действо можно усложнять год от года. Все, что вы сделаете, будет хорошо! Потому что без любви вы за дело не возьметесь, а любовь и есть главное лицо этой драмы.

Позволю себе замечание, не относящееся собственно к вертепному действу, но касающееся празднования Рождества и Святок. Без поста праздника быть не может. А пост — это серьезность, сосредоточенность. Попробуйте из празднества убрать ожидание праздника — и все распадется, праздника не будет. Так было заведено не нами: перед Рождеством — сочельник, то есть строгий пост.

СЦЕНЫ И КУКЛЫ

(Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.)

Двухэтажный вертепный ящик — самая традиционная и устойчивая составляющая вертепного представления. Его сделать не так уж и сложно, как может показаться, главное — решить и взяться за работу. В полу верхнего и нижнего этажей щели, по которым проводятся куклы, под полом — скрытое от глаз зрителей пространство для руки кукловода. На верхнем этаже ящика — вертеп со Святым семейством, на нижнем — тронный зал Ирода. Над вертепом сияет Вифлеемская звезда.

Все вертепное действо длится 15 или 20 минут в зависимости от текста, которым вы пользуетесь, и музыкального сопровождения.

Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, то есть изображение рождественского вертепа, позволяет проявить всю вашу любовь к этому празднику. Существуют канонические изображения Рождества, но в театре позволительно фантазировать. Сделайте вертеп кукольным, а не рисованным, это праздничнее!

Наверху разворачиваются первые сцены: ангел возвещает радостную весть, пастухи и волхвы приходят поклониться Святому младенцу.

Внутренние покои дворца Ирода — нижняя сцена вертепного ящика.

Царский дворец обозначается троном, на котором сидит царь Ирод. Во дворце Ирода разворачивается основное действие пьесы.

Самое замечательное и интересное в нижнем ярусе то, что конструкция его должна позволить выскочить из-под трона черту и утащить злодея Ирода в ад!

Вертепные куклы особого рода. Они насажены на штырь, который уходит в щель под сцену, отчего кажется, что движутся куклы по поверхности сцены волшебным образом.

Размеры кукол зависят конечно же от размеров сцены. Но в любом случае кукла должна быть соразмерна руке: высотой в ладонь или чуть больше. Тщательность проработки деталей: лица, украшений одежды — зависит от вашего желания и вкуса. Однако условное, символическое зрелище — вертепная драма — допускает использование и очень условных кукол: без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица — достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Ангел украшается серебряной и золотой тканями. В руках — цветущая ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, открывая и завершая действо, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.

Ангел

Ангел

Пастух или пастухи, часто юноша и старик. Овечек можно прикрепить к пастухам.

Пастух

Пастух

Три царя, волхвы. Кукла очень своеобразна: все три крепятся на одном пруте, драпируются контрастными тканями. Выходят либо только в начале действа, либо в начале и в конце — на поклон младенцу. Волхвы могут сообщить Ироду о рождении царя, не спускаясь вниз, во дворец.

Волхвы

Волхвы

Рахиль с младенцем может быть одета, как и пастухи, в национальные одежды той местности, где играется вертеп. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца. В сцене избиения младенцев младенец вынимается из ее рук. Эта сцена одна из ключевых.

Рахиль с младенцем

Рахиль с младенцем

Смерть. Как правило, скелет, иногда одетый в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода под голову так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке.

Смерть

Смерть

Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова, которая надевается на штырь, а срубленная висит на красной нитке. Ирод должен, по возможности, иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут драпироваться одеждой. Ирод сидит на троне почти все представление. При появлении Смерти встает с трона, трон под удары грома разваливается, открывая врата ада, из которых выскакивает черт.

Царь Ирод

Царь Ирод

Черт. Ликом черен, с огненно-красной пастью. В русской традиции черт более противен, чем страшен, не грозный, а юркий и «скользкий». Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу.

Черт

Черт

Воины. Одна или две куклы. Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но, если воин один, — это вполне приемлемая театральная условность. Воины — очень красочные куклы: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники… Однако один из них должен обязательно держать в руках пику, которой убивает младенца, вынимая его из рук матери и унося. Воины выходят дважды: сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.

Воин

Воин