Не оставляю идею показать рождение кукольного спектакля в процессе его создания .
Куклы готовятся небыстро. Я приношу заготовки головок детям, а они проклеивают слоев 8-10 папье-маше. Заготовка — это пластилиновая скульптурная головка с нанесенным на нее детским кремом. Первым слоем из кусочков бумаги без клея, на воде ( для легкости последующего снятия работы с пластилина), а вслед, скорее, по нему клеится слой бумаги другого цвета клеем ПВА. ПВА лучше приобретать в хозяйственных магазинах. Он качественнее, да и экономичнее выходит. Бумага нам нравиться из обычных тетрадных листочков (можно исписанных, если в головку вкладываются знания :)), а для контрастного слоя обычная оберточная — просто незаменима. Это лучшая бумага на свете для данных целей.
1. Проклеенная разными слоями (а можно один из слоев сделать из тонкой х/б ткани для прочности) голова должна хорошо просохнуть.
2. Затем разрезается пополам и снимается с пластилина,
3. Две половинки склеиваются по границе разреза и поверх него. Сохнет.
4. Затем шлифуется, покрывается грунтовкой. Грунтовка: акриловая из художественных магазинов дает гладкий слой, он хорош для тонко отшлифованной поверхности; грунтовка из хозяйственных магазинов хороша для рыхлой поверхности или более грубых фактур, например, животных; нечто среднее между ними — грунтовка из гуаши и ПВА (цвет и консистенция выбираются по усмотрению).
5.Грунтовка сохнет. При желании опять шлифуется (наждачной бумагой). Лучший способ, конечно, аккуратно наносить бумагу, чтобы поверхность сразу формировалась нужной фактуры. С наждачкой не очень удобно иметь дело — мелкие детали лица обрабатываются с трудом, а остальное не требует шлифовки.
6. Когда головка готова можно приступать к росписи.Лицо, конечно, должно быть тонировано (так же: нужный тон + ПВА). В данном случае, с вертепными куклами, мы решили обтянуть двойным слоем эластичной ткани от колготок. Почему? Потому что не можем добиться идеально ровной поверхности лица.
7. Далее пропитываем ткань на головке еще раз ПВА, готовя ее под роспись. Сохнет.
8. После чего можно уже расписывать.
9.Куклы, кроме Марии с младенцем, все должны быть на палочках. Первый раз таких делаем. Понятно, что шест, на котором крепиться кукла и которым управляют ею, держа под полом коробки, должен крепиться надежно. Для этого продумываем крепление внутри головы. Просто палку не приклеишь, нужно прочно фиксировать. Делаем крестообразный верх и крепим с помощью бумаги и клея внутри разрезанной заготовки головы. Лишь затем мы ее склеим и обработаем, как положено.
9.На этот шестик прикрепим (наденем) тряпочное туловище, набитое сентипоном.
10.Сошьем одежду. Ноги куклам с длинными одеждами шить не нужно.
(упрощенное и более удобное решение — это куклы без туловища: от головы идет иммитированное тело в виде балахона, увидите на фотографиях спектакля)