Есть книги, подобные редким людям, порясающие до самых глубин души, уносящие далеко от «суеты сует», возвращающие тебя к смыслу, врезающиеся в подкорку и меняющие состав крови.
Но чтобы потрясение состоялось нужно не только путем поиска прийти к этому открытию, нужно верно уловить вибрацию автора, его духовный настрой, почувствовать мелодию его души, т.е. созвучать ему.
В жизни такие открытия как приобретение драгоценного камня, который оберегается пуще ока и передается по наследству, не продается никогда, потому что бесценен. У некоторых есть такой сапфир, но сегодня я хочу показать вам драгоценнейший самоцвет из недр Земли Русской.
Возможно, если бы я прочитала эту книгу сама, я бы оценила ее значение и открыла в ней алмазное сияние. А, возможно, этого не произошло бы в силу множества житейских дел и отвлекающих причин.
(Вот эта книга: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу)
Но я ее не читала…а слушала. Поэтому не просто тусклое алмазное сияние, но бриллиантовая игра света захватила сразу. Это потрясающее прочтение и лучшей аудиозаписи или чтецкой работы я не слышала и поставить в сравнение ничего не могу. Ни одного из всех знаменитейших чтецов. Как рядом с Троицей Рублева поставить некого.
Интересно, что имя автора самой книги неизвестно, но написана она столь талантливо и глубоко, что некоторые исследователи склонялись отнести ее даже к творчеству Льва Толстого. Но, конечно, подобные предположения некорректны и натянуты, так как по стилю, темпераменту, языку, характеру изложения это совершенно разные явления.
Вообще, очень важно, что у книги нет авторства, потому,что выражает она духовную сущность русской души, ее устремлений, тихих ее родников и мощных, не разбирающих удобных дорог потоков. Вечной тяги в горний мир и тоски по Духовной Родине. Это голос простого мужика, вернее его духа, а дух-то столь высок и чист оказался, что безымянность его поднимает и дух народа на эту высоту, обобщая весь духовный опыт народа. Как о Сергии некогда было высказано удивление, как сей светильник мог засиять на этой земле, так, оказывается можно сказать и о простом мужике! Мощь и значение, конечно, разные, но у каждого свой путь и свой подвиг. И вобщем-то, огонь мужика и возжен был некогда верой христовой и проводником ее Сергием.
Из аннотации к книге: Сочинение анонимного автора, второй половины 19 века. Написанная превосходным литературным языком, эта книга раскрывает мистическую традицию Православия. Керн писал о ней: «Это – путь странника по бесконечным дорогам, большакам и проселкам Св. Руси; одного из представителей той «во Христе бродячей» России, которую мы так хорошо знали тогда, давно, давно…, – России, которой теперь нет и которой, вероятно, никогда больше и не будет. Это те, кто от преп. Сергия шли в Саров и на Валаам, в Оптину и к киевским угодникам; заходили и к Тихону и Митрофанию, бывали и в Иркутске у святителя Иннокентия, доходили и до Афона и до Св. Земли. Они, «не имея пребывающего града, искали грядущего». Это те, кого манила даль и беспечная легкость бездомного жития. Оставив свой дом, они находили его в иноческих обителях. Сладости семейного уюта они предпочли назидательную беседу старцев и схимников. Крепкому укладу векового быта они противопоставили ритм монастырского богослужебного года с его праздниками и церковными воспоминаниями. Они кажутся нам теперь гораздо более близкими к Бедняку из Ассизи или еще ближе к тем первохристианам, о которых древний автор написал: «христиане населяют свои отечества, но как пришельцы; во всем участвуют, как граждане, но все терпят, как чужестранцы; всякая чужбина им – отечество, и всякое отечество – чужбина… Будучи во плоти, они не по плотскому живут; по земле скитаются, но на небе жительствуют».
Значение «Откровенных расказов странника» нельзя переоценить: в каком-то смысле они — совокупное свидетельство всей русской духовной традиции. Свт. Феофан Затворник был редактором и издателем «Рассказов странника», а если мы вспомним манеру редактирования свт. Феофана, то смело можем назвать его и соавтором «Рассказов». ..
Далее приводятся факты влияния данной книги на известных духовных лиц и культурных деятелей, в том числе и Ф.М. Достоевского, для которого стала одним из источников его романа «Братья Карамазовы»…
«Все русское религиозное возрождение считало «Рассказы странника» свидетельством подлинного Православия (от Бердяева до Керна)»
О русском странничестве слышали многие, хотя бы из школьной программы (Лесков «Очарованный странник» — чем не откровения) наших классиков. По фильмам советского периода (тот же Лесков, или многочисленно экранизированные произведения Гоголя, Толстого и др.). Явление характеризующее духовные потребности народа.
Здесь хорошая, очень умная статья о странничестве.
Мотив странничества в русской культуре.
Ну а вот то самое состоявшееся в наши дни явление, которое раскрывает сокровище в полном его значении:
аудиозапись Откровенные рассказы странника духовному своему отцу(временно ссылка не работает. Ищу.)