Прометей

Что это за явление — восстание против Богов или жертва ради людей?  Или дерзание творца? О чем  рассказывают древние мифы? Мы выбрали второе. Насколько мы правы — не знаю. Но хочется верить в героев. Прометей — образ сложный и неоднозначно раскрытый в искусстве. Для сравнения — Гете и Скрябин. Совершенно разные образы. Прометей Гете — восставший, ропчущий, своенравный, близкий, на мой взгляд Каину Байрона. Скрябин же олицетворяет в своей поэме Творческий импульс как неизбежность, как высший смысл жизни.

Прометей. Гёте.

Ты можешь, Зевс, громадой тяжких туч
Накрыть весь мир,
Ты можешь, как мальчишка,
Сбивающий репьи,
Крушить дубы и скалы,
Но ни земли моей
Ты не разрушишь,
Ни хижины, которую не ты построил,
Ни очага,
Чей животворный пламень
Тебе внушает зависть.

Нет никого под солнцем
Ничтожней вас, богов!
Дыханием молитв
И дымом жертвоприношений
Вы кормите свое
Убогое величье,
И вы погибли б все, не будь на свете
Глупцов, питающих надежды,—
Доверчивых детей
И нищих.

Когда ребенком был я и ни в чем
Мой слабый ум еще не разбирался,
Я в заблужденье к солнцу устремлял
Свои глаза, как будто там, на небе,
Есть уши, чтоб мольбе моей внимать,
И сердце есть, как у меня,
Чтоб сжалиться над угнетенным.

Кто мне помог
Смирить высокомерие титанов?
Кто спас меня от смерти
И от рабства?
Не ты ль само,
Святым огнем пылающее сердце?
И что ж, не ты ль само благодарило,
По-юношески горячо и щедро,
Того, кто спал беспечно в вышине!

Мне — чтить тебя? За что?
Рассеял ты когда-нибудь печаль
Скорбящего?
Отер ли ты когда-нибудь слезу
В глазах страдальца?
А из меня не вечная ль судьба,
Не всемогущее ли время
С годами выковали мужа?

Быть может, ты хотел,
Чтоб я возненавидел жизнь,
Бежал в пустыню оттого лишь,
Что воплотил
Не все свои мечты?

Вот я — гляди! Я создаю людей,
Леплю их
По своему подобью,
Чтобы они, как я, умели
Страдать, и плакать,
И радоваться, наслаждаясь жизнью,
И презирать ничтожество твое,
Подобно мне!

(1774)

«Прометей»  А.Скрябина

В январе 1909 г. начинается завершающий период его жизни и творчества. Главное внимание композитор сосредоточил на одной цели — создании грандиозного сочинения, призванного изменить мир, преобразить человечество. Так появляется синтетическое произведение — поэма «Прометей» с участием оркестра громадного состава, хора, солирующей партии фортепиано, органа, а также световых эффектов (в партитуре выписана партия света). «Прометей — это активная энергия вселенной, творческий принцип, это огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль», — так говорил о своей «Поэме огня» Скрябин.

Музыка — сложная для восприятия, но великая в своем духовном потенциале.

900_ardjuna 

Итак, все вело Скрябина к созда­нию «Прометея» — величественной поэмы о мироздании, поэмы Огня, как стихии, в которой все перегорает, все очищается, переоценивается; выдер­живает искус-пробу.

Человек, ощутивший и воплотив­ший в «Поэме Экстаза» восторг на­слаждения творческой игрой, высту­пает как божественная личность, как Прометей, дерзновенно вырывая власть творения у высшей силы и вручая ее людям. Прометеев огонь — луч солнца — творческое начало. В музыке своей поэмы Огня Скрябин создает мир. Ее исполнение (воспро­изведение) и ее слушание (восприя­тие) все еще крайне трудны. Скря­бин опередил настолько своих совре­менников, будучи, по существу, со­временнее нас всех, что исполнение его последних произведений до тех пор не станет современным, пока строй души людей не утончится под воздействием его музыки.  Б.Асафьев.