О греческом театре, с которого нужно начать эту статью, напишу немного позже. Слишком я его люблю, чтобы второпях говорить.
А пока ближе к нашим апельсинам:
Справка: В древнеримском театре существовал вид народного представления, называемый ателланы. Это были непристойные фарсы, первоначально импровизированные, актёры которых также носили маски; некоторые из персонажей были сходны по характеру маски с персонажами комедии дель арте (к примеру, римская маска Папуса и итальянская маска Панталоне), хотя говорить об ателланах как о предшественнике комедии дель арте неправомерно: разрыв традиции между ними составляет более двенадцати столетий. Скорее всего, речь может идти только о схожести обстоятельств, в которых рождались эти виды театра.
Комедия дель арте родилась из карнавальных празднеств. Театра ещё не было, если не говорить о более древнем, доримском, периоде, но были шуты, мимы, маски. Другим фактором стало зарождение национальной итальянской драматургии.
Но это не все. История была сложнее. Распространяясь по Европе, католицизм задушил народный театр, запретив всякие зрелища. Но народ как-то нужно было привлекать в церковь — одним кнутом получалось не очень. Поэтому вскоре церковью были разрешены мистерии на религиозные сюжеты. Но опять же, чего-то не хватало. Конечно, что же народу надо? — Зрелищ! Постепенно стали появляться в этих постановках комические персонажи и театр вышел опять на площади — туда откуда пришел. Так вот, в этих недрах и проросли посеянные в незапамятные времена зерна. Продолжение следует…