Справка: Жак Калло́ (фр. Jacques Callot; ок. 1592—1635) — французский гравер и рисовальщик, мастер офорта, работавший в стиле маньеризм.
Странно, но то, что весь мир признает чисто итальянским искусством, а именно театр дель арте, сохранили французы, полюбившие этот вид зрелища, увлекшиеся им и развившие в соответствии со своим национальным характером, в то время, как итальянцы, стали отходить от своих истоков и забывать столь яркое и самобытное явление. Поэтому, когда мы касаемся темы дель арте, обязательно сталкиваемся с именем французского художника Калло (ударение, как принято во франц. языке, на последнем слоге).
Здесь статья Э.Т.А.Гофмана, близкого по духу Калло, хотя представителя совершенно другого времени и культуры. Кто не знает его сказок «Щелкунчик», «Крошка Цахес…», где романтизм принимает гротескные формы и мы встречаемся со зловещим и уродливым, пытающимся распространиться своими щупальцами по всему миру.
Посмотрите офорты Калло — не напоминают ли они некоторых персонажей Гофмана?
Мейенрхольд, к которому мы не можем не вернуться в связи с театром дель арте, масками, биомеханикой и другими выразительными средствами в отдельной беседе, советовал изучать офорты Калло, чтобы лучше понять, что такое гротеск. Но я думаю, интересно не только это, но и крайняя театральность, позы, жесты, мизансцены и тонкие психологические подробности в изображении его персонажей. Выпуклость, заостренность и точность — что нужно нам для нашей комедии с апельсинами.